Нетрадиционная аппликация "Айрис фолдинг для детей"
Программа занятий
Использование нетрадиционных техник в работе со старшими дошкольниками по аппликации
Развивать мелкую моторику пальцев рук детей можно различными способами, в том числе с помощью нетрадиционных техник аппликаций.
Аппликация (от лат. application– прикладывание) - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, бисера, войлока, сухих листьев и т.д. при помощи прикладывания или присоединения к основе выступающей фоном для картинки. Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда. Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго - третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умения составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем - то действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей дошкольного возраста. Результаты наблюдений и экспериментов доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребенка.
Виды аппликации:
- предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
- сюжетная, отображающая те или иные события;
- декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение!
Итак, аппликация:
- Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
- Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
- Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, песок,соль.
- Помогает выучить цвета и формы.
- Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
Нетрадиционные виды аппликации:
- Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки.
Такой вид творчества имеет ряд плюсов:
- возможность создавать шедевры без ножниц;
- развитие мелкой моторики маленьких ручек;
- развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
- широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из ваты и тополиного пуха
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.
Аппликация из крупы
Техника «Посыпание» – аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона). В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой.
Техника «вдавливание»
1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. В качестве заготовки используется именно бумажная аппликация – силуэт дерева, приклеенный на цветной картон.
2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края.
3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т. п.) – вдавить их в пластилин.
4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева.
Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин.
Аппликация из засушенных растений (листьев)
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Аппликация из резанных шерстяных ниток
Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.
Аппликация из конфетти
Нарисуйте контур рисунка, нанести клей на всю поверхность рисунка и густо посыпать весь лист бумаги конфетти, затем стряхнуть лишнее с листа бумаги. Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.
Аппликация из песка и соли
Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.
Аппликация из ватных дисков
Ватные диски чрезвычайно удобны в использовании и являются отличным материалом для творчества: их можно использовать целиком или делить на части, вырезать из них любые заготовки и красить в любые цвета. Красить ватные диски можно обыкновенной гуашью и кисточкой. Красить ватные диски можно до начала работы, а потом вырезать из них нужные детали, а можно покрасить и уже готовую работу.
Современным детям быстро надоедают однотипные занятия. Их жизнь разнообразна, им хочется нового и необычного. С каждым годом у детей увеличивается тяга к познанию и интерес к окружающему миру.
Сегодня предлагаю к рассмотрению два вида техники аппликации, которые меня заинтересовали:
- Обратная аппликация.
- Айрис фолдинг- радужное складывание.
Обратная аппликация в дошкольном учреждении –один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми. Вместе с тем в обратной аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Обратная аппликация – это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной.
Самое главное – сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку.
Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина. Выложив черным пластилином контур будущего рисунка, последовательно заполняются открытые участки цветным пластилином. Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно. После окончания аппликация закрывается кружочком цветного картона.
Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков, живописным размазыванием пластилина, с обведенным перманентным маркером контуром и использованием мелкозернистого шарикового пластилина (для детей младшего дошкольного возраста) Рекомендуется проводить такие занятия с детьми от 3 лет.
Технология Айрис фолдинг пришла к нам из Голландии.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Проблема, на решение которой направлено мероприятие: поиск способов работы с детьми посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества, которые помогут им во взаимопонимании с родителями и другими детьми. Рукоделие в технике айрис фолдинг - это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления, рефлексии.
Достоинств айрис фолдинга в развитии творческих способностей ребенка довольно много. Занятия айрис фолдингом помогают
- развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление детей,
-воспитывать у трудолюбие, аккуратность и точность в работе, полезные трудовые навыки и творческую самостоятельность.
-развивать сенсорное развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной предмета.
- совершенствовать мелкую моторику рук,
-тренировать глазомер.
-развивать конструктивное мышление и художественный вкус,
-развивать у детей умение логически мыслить.
Можно сказать, что на первый взгляд удивительное название этой техники объясняется достаточно просто – разнообразные работы, выполненные с ее применением, очень похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Суть техники довольно проста и доступна каждому. На основе из цветного картона или плотной бумаги вырезается контур какой-либо фигуры – айрис-шаблон и с оборотной стороны заполняется полосками цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. Каждая цветная полоска при укладке аккуратно приклеивается на концах карандашным клеем или скотчем к изнанке основы. После того как рисунок полностью выложен, оборотная сторона изделия подклеивается бумагой. Готовый рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.
Для процесса изготовления изделия в технике айрис фолдинг понадобится: картон, цветная бумага, любой клеящий материал и схема (айрис-шаблон, на которой видны контуры готового креативного изображения, а также указан порядок и направление размещения цветных полосок бумаги. Эффект композиции зависит от сочетания подобранных по цвету полос, от выполненной схемы в геометрической фигуре, от ритма вычерченных на схеме линий, обозначенных цифрами. В процессе выполнения композиции в технике айрис фолдинг, происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства.
Начинать всегда стоит с выбора рисунка, который вы хотите воплотить в жизнь. Вообще можно выбрать абсолютно любое изображение.
Схему при желании можно разработать самостоятельно, а также воспользоваться уже разработанными схемами других мастеров.
При создании работы в технике Айрис фолдинг потребуется: картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, линейка, ластик, клей, схема, скрепки.
Можно подобрать элементы декора для лицевой стороны поделки: бисер, атласные ленты, пайетки и др. исходя из своих навыков и умений.
На картоне обводится шаблон и аккуратно по контуру вырезается.
Схема фиксируется к лицевой стороне картона с помощью скотча так, чтобы она полностью была видна в отверстии.
С помощью линейки расчерчиваются и вырезаются полоски. Каждая полоска складывается вдоль пополам. Длина и ширина полосок должна быть больше, чем на схеме.
Полоски приклеиваются по цифрам от единицы, строго придерживаясь последовательности.
Клей должен касаться только картона или других полосок, но никогда не должен касаться схемы.
После того, как будут наклеены все полоски заклеивается окошечко, оставшееся по середине.
Отделяется схема от картона.
Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги.
Работа готова.
Для детей есть упрощённый приём работы по данной технике. Для первых поделок можно использовать широкие полоски, выложенные в одном направлении: горизонтально, вертикально, диагонально. Первыми шаблонами могут быть простые предметы, геометрические фигуры. По мере усвоения техники делать полоски уже, чередовать цвета, использовать разные направления, усложнять схемы.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»